5.0. Структура программы

Программиста спрашивают:
— Как вам удалось так быстро выучить английский язык?!!
— Та, ерунда какая. Они там почти все слова из С++ взяли.
Анекдоты про программистов

Программа на Паскале имеет свою структуру. Вся программа делится на два раздела:

  • Раздел описаний, где описывается все, что используется в программе (переменные, константы, модули, массивы, процедуры, функции и т.д.)
  • Раздел операторов, тело самой программы.

Program Example_1;//Заголовок программы
Uses … ;        //Подключение модулей
Label … ;       //Раздел объявления меток
Const … ;       //Раздел объявления констант
Type … ;        //Раздел объявления новых типов
Var … ;         //Раздел объявления переменных
Procedure … ;   //Описание своих процедур
Function … ;    //Описание своих функций

Begin             // Начало основной программы

//Операторы
End.

Программа начинается со слова Program. Далее через пробел пишется имя программы и ставится точка с запятой. Каждый оператор, каждая строчка заканчивается точкой с запятой, если в строке есть несколько операторов, они также разделяются точкой с запятой. Есть и исключения, но о них мы поговорим позже.
Имя программы должно начинаться с латинской буквы. В имени программы используются только латинские буквы, могут использоваться цифры. В имени программы не может использоваться ПРОБЕЛ (вместо него используется знак нижнего подчеркивания: Example_1).
Нельзя использовать в имени программы следующие символы:

  • Звездочка (*)
  • Вертикальная черта (|)
  • Обратная косая черта (\)
  • Двоеточие (:)
  • Двойные кавычки («)
  • Меньше (<)
  • Больше (>)
  • Вопросительный знак (?)
  • Косая черта (/)

И, самое главное, Первую строчку со словом Program допускается не писать :).
Кроме того, Паскаль не различает прописные (заглавные) и строчнЫе (ударение на ы) (маленькие) буквы. Потому PrOgRaM или Program Паскаль воспринимает как одно и то же, разные с виду переменные А и а, на самом деле будут одной и той же переменной.

После слова Program идет раздел описаний. Здесь мы описываем все, что в программе используем. А если не используем, то и не описываем. Например: если мы не используем константы, то этот раздел можно не писать.

После слова Begin начинается раздел операторов или тело самой программы. Заканчивается программа оператором End, после которого ставится точка. Begin и End являются операторными скобками, но они используются не только для обозначения начала и конца программы. Внутри самой программы эти слова могут объединять какой-нибудь блок кода. Слова Begin и End не единственные операторные скобки. Так конструкция оператора множественного выбора  Case … End является операторными скобками. (С ним мы познакомимся на восьмом уроке.

Давайте напишем нашу первую программу, а заодно познакомимся с первый оператором WRITE (писать) и выведем на экран надпись «Здравствуй МИР!»

После слова Program через пробел пишем имя нашей программы Peace и ставим точку с запятой. Поскольку в программе мы ничего не используем, то и ничего не описываем, а сразу записываем слово Begin, начиная раздел операторов. В этом разделе у нас будет один оператор Write (от англ. Write — Писать), который говорит компьютеру, что надо написать на экране.
Write(‘Здравствуй МИР!!!);
Чтобы сказать компьютеру, что программа закончилась, напишем слово End и поставим после него точку.
Если мы запустим программу, нажав на клавиатуре F9 или мышкой ткнем в зеленый треугольник, который находится под словом МОДУЛИ, то в окне вывода появится надпись
Здравствуй МИР!!!

ЗЫЖ: Давайте попробуем оптимизировать нашу программу. В нашем случае просто немного сократим ее, убрав самую первую строчку, зная что ее можно не писать. Наша программа все равно будет работать. Правда такая запись программы мне нравиться меньше первоначальной.