3. СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ

Программиста спрашивают:
— Как вам удалось так быстро выучить английский язык?!!
— Та, ерунда какая. Они там почти все слова из С++ взяли.
Анекдоты про программистов


Программа на Паскале имеет свою структуру. Вся программа делится на два раздела:

  • Раздел описаний, где описывается все, что используется в программе (переменные, константы, модули, массивы, процедуры, функции и т.д.)
  • Раздел операторов, тело самой программы.

Program Example_1;//Заголовок программы
Uses … ;        //Подключение модулей
Label … ;       //Раздел объявления меток
Const … ;       //Раздел объявления констант
Type … ;        //Раздел объявления новых типов
Var … ;         //Раздел объявления переменных
Procedure … ;   //Описание своих процедур
Function … ;    //Описание своих функций

Begin             // Начало основной программы

//Операторы
End.

Программа начинается со слова Program. Далее через пробел пишется имя программы и ставится точка с запятой. Каждый оператор, каждая строчка заканчивается точкой с запятой, если в строке есть несколько операторов, они также разделяются точкой с запятой. Есть и исключения, но о них мы поговорим позже.
Имя программы должно начинаться с латинской буквы. В имени программы используются только латинские буквы, могут использоваться цифры. В имени программы не может использоваться ПРОБЕЛ (вместо него используется знак нижнего подчеркивания: Example_1).
Нельзя использовать в имени программы следующие символы:

  • Звездочка (*)
  • Вертикальная черта (|)
  • Обратная косая черта (\)
  • Двоеточие (:)
  • Двойные кавычки («)
  • Меньше (<)
  • Больше (>)
  • Вопросительный знак (?)
  • Косая черта (/)

И, самое главное, Первую строчку со словом Program допускается не писать :).
Кроме того, Паскаль не различает прописные (заглавные) и строчнЫе (ударение на ы) (маленькие) буквы. Потому PrOgRaM или Program Паскаль воспринимает как одно и то же, разные с виду переменные А и а, на самом деле будут одной и той же переменной.

После слова Program идет раздел описаний. Здесь мы описываем все, что в программе используем. А если не используем, то и не описываем. Например: если мы не используем константы, то этот раздел можно не писать.

После слова Begin начинается раздел операторов или тело самой программы. Заканчивается программа оператором End, после которого ставится точка. Begin и End являются операторными скобками, но они используются не только для обозначения начала и конца программы. Внутри самой программы эти слова могут объединять какой-нибудь блок кода. Слова Begin и End не единственные операторные скобки. Так конструкция оператора множественного выбора  Case … End является операторными скобками. (С ним мы познакомимся на восьмом уроке.

Давайте напишем нашу первую программу, а заодно познакомимся с первый оператором WRITE (писать) и выведем на экран надпись «Здравствуй МИР!»

programПосле слова Program через пробел пишем имя нашей программы Peace и ставим точку с запятой. Поскольку в программе мы ничего не используем, то и ничего не описываем, а сразу записываем слово Begin, начиная раздел операторов. В этом разделе у нас будет один оператор Write (от англ. Write — Писать), который говорит компьютеру, что надо написать на экране.
Write(‘Здравствуй МИР!!!);
Чтобы сказать компьютеру, что программа закончилась, напишем слово End и поставим после него точку.
Если мы запустим программу, нажав на клавиатуре F9 или мышкой ткнем в зеленый треугольник, который находится под словом МОДУЛИ, то в окне вывода появится надпись
Здравствуй МИР!!!

ЗЫЖ: Давайте попробуем оптимизировать нашу программу. В нашем случае просто немного сократим ее, убрав самую первую строчку, зная что ее можно не писать. Наша программа все равно будет работать. Правда такая запись программы мне нравиться меньше первоначальной.

program_2