Программиста спрашивают:
— Как вам удалось так быстро выучить английский язык?!!
— Та, ерунда какая. Они там почти все слова из С++ взяли.
Анекдоты про программистов
Программа на Паскале имеет свою структуру. Вся программа делится на два раздела:
- Раздел описаний, где описывается все, что используется в программе (переменные, константы, модули, массивы, процедуры, функции и т.д.)
- Раздел операторов, тело самой программы.
Program Example_1;//Заголовок программы
Uses … ; //Подключение модулей
Label … ; //Раздел объявления меток
Const … ; //Раздел объявления констант
Type … ; //Раздел объявления новых типов
Var … ; //Раздел объявления переменных
Procedure … ; //Описание своих процедур
Function … ; //Описание своих функций
Begin // Начало основной программы
//Операторы
End.
Программа начинается со слова Program. Далее через пробел пишется имя программы и ставится точка с запятой. Каждый оператор, каждая строчка заканчивается точкой с запятой, если в строке есть несколько операторов, они также разделяются точкой с запятой. Есть и исключения, но о них мы поговорим позже.
Имя программы должно начинаться с латинской буквы. В имени программы используются только латинские буквы, могут использоваться цифры. В имени программы не может использоваться ПРОБЕЛ (вместо него используется знак нижнего подчеркивания: Example_1).
Нельзя использовать в имени программы следующие символы:
- Звездочка (*)
- Вертикальная черта (|)
- Обратная косая черта (\)
- Двоеточие (:)
- Двойные кавычки («)
- Меньше (<)
- Больше (>)
- Вопросительный знак (?)
- Косая черта (/)
И, самое главное, Первую строчку со словом Program допускается не писать :).
Кроме того, Паскаль не различает прописные (заглавные) и строчнЫе (ударение на ы) (маленькие) буквы. Потому PrOgRaM или Program Паскаль воспринимает как одно и то же, разные с виду переменные А и а, на самом деле будут одной и той же переменной.
После слова Program идет раздел описаний. Здесь мы описываем все, что в программе используем. А если не используем, то и не описываем. Например: если мы не используем константы, то этот раздел можно не писать.
После слова Begin начинается раздел операторов или тело самой программы. Заканчивается программа оператором End, после которого ставится точка. Begin и End являются операторными скобками, но они используются не только для обозначения начала и конца программы. Внутри самой программы эти слова могут объединять какой-нибудь блок кода. Слова Begin и End не единственные операторные скобки. Так конструкция оператора множественного выбора Case … End является операторными скобками. (С ним мы познакомимся на восьмом уроке.
Давайте напишем нашу первую программу, а заодно познакомимся с первый оператором WRITE (писать) и выведем на экран надпись «Здравствуй МИР!»
После слова Program через пробел пишем имя нашей программы Peace и ставим точку с запятой. Поскольку в программе мы ничего не используем, то и ничего не описываем, а сразу записываем слово Begin, начиная раздел операторов. В этом разделе у нас будет один оператор Write (от англ. Write — Писать), который говорит компьютеру, что надо написать на экране.
Write(‘Здравствуй МИР!!!);
Чтобы сказать компьютеру, что программа закончилась, напишем слово End и поставим после него точку.
Если мы запустим программу, нажав на клавиатуре F9 или мышкой ткнем в зеленый треугольник, который находится под словом МОДУЛИ, то в окне вывода появится надпись
Здравствуй МИР!!!
ЗЫЖ: Давайте попробуем оптимизировать нашу программу. В нашем случае просто немного сократим ее, убрав самую первую строчку, зная что ее можно не писать. Наша программа все равно будет работать. Правда такая запись программы мне нравиться меньше первоначальной.