С2_КуМир

ЦИКЛ «ПОКА»

Разберем работу цикла с предусловием «пока» в КуМире.

Этот цикл используется при решении задач части С2 ОГЭ Информатика. При правильном решении за данную задачу можно получить два первичных балла

Свойства цикла «ПОКА»:

  • Сначала проверяется условие, потом выполняется действие. Таким образом, если условие изначально не выполняется, то и цикл завершается. Следование – цикл может ни разу не выполниться.
  • Цикл выполняется ПОКА условие истинно. Как только условие перестает выполняться, цикл завершается.

Но то все теория, а теперь практика. Решим следующую задачу:

ЗАДАЧА С2. 0001 (Открытый банк заданий ФИПИ)

Исполнитель Робот умеет перемещаться по лабиринту, начерченному на плоскости, разбитой на клетки. Между соседними (по сторонам) клетками может стоять стена, через которую Робот пройти не может.

У Робота есть девять команд. Четыре команды –  это команды-приказы:

вверх    вниз    влево    вправо

При выполнении любой из этих команд Робот перемещается на одну клетку соответственно: вверх ↑, вниз ↓, влево ←, вправо →. Если Робот получит команду передвижения сквозь стену, то он разрушится.

Также у Робота есть команда закрасить, при которой закрашивается клетка, в которой Робот находится в настоящий момент.

Ещё четыре команды –  это команды проверки условий. Эти команды проверяют, свободен ли путь для Робота в каждом из четырёх возможных направлений:

сверху свободно   снизу свободно   слева свободно   справа свободно

Эти команды можно использовать вместе с условием «eсли», имеющим следующий вид:

если условие то
последовательность команд
все

Здесь условие –  одна из команд проверки условия.

Последовательность команд –  это одна или несколько любых команд-приказов.

Например, для передвижения на одну клетку вправо, если справа нет стенки и закрашивания клетки, можно использовать такой алгоритм:

если справа свободно то
вправо
закрасить
все

В одном условии можно использовать несколько команд проверки условий, применяя логические связки и, или, не, например:

если (справа свободно) и (не снизу свободно) то
вправо
все

Для повторения последовательности команд можно использовать цикл «пока», имеющий следующий вид:

нц пока  условие
последовательность команд
кц

Например, для движения вправо, пока это возможно, можно использовать следующий алгоритм:

нц пока справа свободно
вправо
кц

Выполните задание.

На бесконечном поле имеются две одинаковые вертикальные стены и одна горизонтальная, соединяющая нижние концы стен. Длины стен неизвестны. Робот находится в одной из клеток, расположенных между верхними краями  вертикальных стен.

На рисунке указан один из возможных способов расположения стен и Робота (Робот обозначен буквой «Р»).

undefined

Напишите для Робота алгоритм, закрашивающий все клетки, расположенные ниже горизонтальной стены непосредственно под ней. Робот должен закрасить только клетки, удовлетворяющие данному условию. Например, для приведённого выше рисунка Робот должен закрасить следующие клетки (см. рисунок).

undefined

Конечное расположение Робота может быть произвольным. Алгоритм должен решать задачу для произвольного размера поля и любого допустимого расположения стен внутри прямоугольного поля. При исполнении алгоритма Робот не должен разрушиться, выполнение алгоритма должно завершиться.

Алгоритм может быть выполнен в среде формального исполнителя или  записан в текстовом редакторе.

Сохраните алгоритм в формате программы Кумир или в текстовом файле. Название файла и каталог для сохранения Вам сообщат организаторы экзамена.

Решение:

Запустим программу КуМир и загрузим обстановку. Иногда обстановку приходится создавать самостоятельно, но об этом позже.

Чтобы загрузить обстановку, нужно нажать вкладку Робот и выбрать Загрузить обстановку.

После этого в появившемся диалоговом окне выбрать папку с обстановкой (в нашем случае она открывается по умолчанию), открыть ее, выбрать обстановку с нужным названием и нажать кнопку Открыть. Для решения нашей задачи (см.выше) потребуется файл 0001_FIPI.fil

Файлы обстановки Робота имеют расширение .fil (наверное от английского слова fieldполе)

Любуемся нашей обстановкой и думаем как решить задачу

Проблема решения данной задачи состоит в том, чтобы сделать наш алгоритм универсальным.

Алгоритм должен правильно работать с похожими полями (обстановками).

Поясню на примере:

Обстановка может быть такой, как в нашем случае:

…а может быть и такой:

То есть форма стен одинаковая, а вот длина этих стен разная. А значит количество шагов, совершаемых роботом, тоже будет разное.

Вот тут-то нам и пригодится цикл с предусловием.

Поехали…

Перед словом алг (алгоритм) пишем использовать Робот. Компьютер сам «покрасит» слова, если мы напишем их правильно: слово использовать – с маленькой буквы, слово Робот – с большой.

Далее начинается первый цикл. Мы должны добраться до стеночки и потом по стеночки дойти до нужного места и закрасить нужные клетки.

Чтобы было понятнее, представьте, что у вас завязаны глаза и вы идете, подчиняясь командам ваших друзей.

Так мы дойдем до левой стенки (можно попробовать добраться до нужного места справой стороны. Можете потом самостоятельно попробовать).

Теперь нам нужно обойти стену:

Вот мы и добрались до верха стены. Каким бы размером ни была эта стена, нам придется сделать один шаг влево и один шаг вниз, чтобы мы оказались около стены и пошли дальше вниз по стеночке.

А теперь с помощью цикла пока спускаемся вниз (обратите внимание: стенка теперь справа от нас):

Опять делаем один шаг, но на этот раз уже вправо:

…и приступаем к выполнению покраски местности.

Стена у нас теперь сверху:

Задание выполнено!!!

Материалы по данному занятию: скачать материалы (откроется в новом окне)

Данные материалы включают в себя:

  • дистрибутив программы КуМир
  • текст данного занятия с задачами
  • готовые обстановки к задачам
  • решенные задачи из сборника